Локомотивы
February 25, 2024

Узкоколейные электровозы

Приветствую!

На узкоколейных железных дорогах России и стран СНГ, где ширина колеи в большей части составляет 750 мм, в качестве основного тягового подвижного состава используются тепловозы серий ТУ2, ТУ4, ТУ6, ТУ7 и ТУ8 а также их модификации. Помимо прочего, с 2010 года для детских железных дорог, входящих в структуру ОАО «РЖД», строятся тепловозы ТУ10, где применяются современные стандарты качества.

Однако, не одними тепловозами были богаты узкоколейки.

Известно, что узкоколейные электровозы появились чуть ли не в одно время с паровозами. Так в 1900 году на Лодзинской УЖД колеи 1000 мм стали курсировать промышленные электровозы с поездами для развозки рабочих. А в 30-х годах Россия закупала промышленные узкоколейные электровозы в Германии и Англии.

Как появились узкоколейные электровозы в СССР

Электровозы для УЖД строились путём переделывания шахтных электровозов (в угольных шахтах используются электрические локомотивы во избежание появления искры и возникновения пожара). Кузов локомотива устанавливали на тележки обычной УЖД, ставили сцепное устройство и токоприёмник.

Шахтный электровоз К-10

Таким образом на свет появились электровозы серии К10 и К14. Числа в маркировке указывают на вес (тонн), который могут тянуть эти машины.

Таким образом на свет появились электровозы серии К10 и К14. Числа в маркировке указывают на вес (тонн), который могут тянуть эти машины.

Шахтный электровоз К14 до модернизации
Электровоз К10 после переделки для эксплуатации на промышленной УЖД

Заводы, выпускавшие электровозы для УЖД.

В 1951 году Новочеркасский электровозостроительный завод выпустил электровоз постоянного тока П-КО-1, который предназначался для работы на торфяниках. За его основу взяли тепловоз ТУ2, в частности, тележки и форму кузова. П-КО-1 мог развивать скорость 50 км/ч.

П-КО-1

В 1959 году ДМЗ (Демиховский машиностроительный завод) выпустил электровозы ЭТу-4 и ЭКоу-4, которые поступили в работу на Оленинскую УЖД. Эти локомотивы могли таскать поезда массой до 500 тонн, а электровоз ЭКоу-4 мог также работать автономно от внутреннего аккумулятора.

ЭКоу-4

Помимо упомянутых, ДМЗ строил электровозы ТЭУ-1, которые являлись гибридом тепловоза и электровоза, т. е. могли работать как от контактной сети, так и от ДГУ.

ТЭУ-1 – гибрид электровоза и тепловоза

Завод Škoda в Пльзене, выпускавший для железных дорог Советского Союза электровозы постоянного и переменного тока серии ЧС, в 1966 году выпустил электровоз ЧС-11 для колеи 914 мм, которая находится на УЖД Батуми - Батуриани, что в Грузии. Кстати, данные электровозы до сих пор находятся в эксплуатации.

ЧС11-02

Заключение

Это ещё не весь список узкоколейных электровозов. Я представил наиболее известные модели, однако, есть экспонаты, строившиеся также во Франции, ГДР и Великобритании, но они построены в единичных экземплярах и давным-давно выведены из эксплуатации.

Сегодня на УЖД России и стран бывшего СССР в большинстве случаев поезда водят тепловозы, так как для них не нужно протягивать контактную сеть и заниматься её обслуживанием. Кроме того устройство узкоколейных тепловозов в механической части схоже с грузовыми автомобилями, отчего их проще обслуживать в условиях депо.

Электровозы остались разве что только в Грузии и на УЖД песчаного карьера в Иваново.


Источники:

Wikipedia.org

Parovoz.com

Railgallery.ru


Группа в ВК

Канал в Дзене