«Памятник стабильности»: железная дорога Кызыл – Курагино.
На территории республики Тыва есть место, где посреди поля лежит кусок железнодорожного полотна, а рядом красуется кусок чёрного гранита с надписью: «Кызыл–Курагино: дорога развития. Май 2011 г.»
В принципе, на данный момент это всё, что осталось от грандиозного проекта, за исключением километрового участка близ Кызыла, который уже наверняка зарос травой. Что иронично, «дорога развития» дальнейшего развития, увы, пока не получила.
«А РАЗГОВОРОВ ТО БЫЛО...»
В 2007 году встал вопрос о вывозе угля с Улуг-Хемского угольного бассейна (Элегестское месторождение), находящегося на территории Тывы, посредством железнодорожного транспорта. Для этого в Правительстве РФ был предложен проект строительства первой в Тыве железной дороги протяженностью почти 412 километров.
Планировалось, что железная дорога пройдёт от будущих станций Кызыл-Грузовой и Кызыл-Пассажирский и свяжет республику с Красноярским краем (станция Курагино, линия Абакан - Тайшет). В том же году начались геодезические изыскания, проводились иследования почвы.
В 2010 году проект однопутной неэлектрифицированной железной дороги передали в Главгосэкспертизу для одобрения на строительство, а между тем волонтёры Русского географического общества и университетов Москвы и Новосибирска начали раскопки на территории будущей линии, чтобы в будущем, при строительстве железной дороги, не повредить ландшафт региона. В следующем году был объявлен конкурс на заключение контракта на строительство.
1-й этап строительства предполагал финансирование в размере 44,3 млрд. рублей, а протяжённость участка составила бы 147 километров. В декабре 2011 года на торжественной закладке железной дороги тогдашний премьер-министр В. Путин забил первый золотой костыль в шпалу. К 4 сентября 2012 года недалеко от столицы Тывы построили первый километр линии. На этом строительство встало. Причиной тому явилось наличие долгов у компании-подрядчика. Теперь забили не только костыль, но и забили вовсе.
И пока подрядчик судился с инвестором по поводу непогашенных задолженностей, министр обороны Сергей Шойгу сделал крутой замах на расширение проекта строительства железной дороги в сторону Элегеста, предложив сделать в дальнейшем выход на Монголию и Китай, что увеличило бы грузооборот и привлекло бы других частных инвесторов.
ЧТО ИМЕЕТСЯ СЕЙЧАС.
В 2017 году вновь пошли разговоры о продолжении стройки. Теперь в роли генерального инвестора решено было выставить РЖД, а линию связать с сетью железных дорог Монголии. И вот, подписав кипу договоров, составили план строительства на 2020 год. В итоге, как мы знаем, никаких новостей о том, что стройку собираются продолжить, нет. Вместо этого реализацию проекта вновь отложили. Теперь уже на 2026 год.