Железная дорога
January 27, 2024

Железная дорога ФСИН

На территории Кировской области и Республики Коми находится уникальная железнодорожная линия, некогда построенная узниками Вятского исправительно-трудового лагеря, который входил в систему ГУЛАГ.

Её название — Гайно-Кайская железная дорога, взятое от названий близлежащих сёл Кай и Гайны. Строительство дороги началось в 1930-х годах ХХ века.

На официальных схемах данная линия редко когда встречалась, так как не входила в сеть железных дорог МПС. Своё начало железная дорога берёт на станции Верхнекамская, где граничит с линией Верхнекамская – Яр Горьковской железной дороги.

В лучшие годы, когда ещё пути не были частично разобраны, по ГКЖД ходили пассажирские поезда Киров - Шлаковая - Лесная, т. е. поезда МПС свободно заходили на ведомственный участок. Однако, от Верхнекамской путь уходил в Коми, до станции Крутоборка, а также было ответвление на Брусничный с основной ветки (ст. Созим), кроме того, при дороге было своё локомотивное депо, содержащее паровозы и тепловозы, но помимо того, на Гайно-Кайскую дорогу заходили локомотивы депо Шлаковая.

С 1990-х годов ГКЖД постепенно приходит в упадок: пассажирские перевозки сократились до станции Верхнекамская (поезда заходят сюда только пару раз в неделю, в основном пригородные поезда ходят до станции Светлополянск), вывоз леса на ГЖД тоже не особо большой, пути с 00-х годов постепенно разбираются, а сама дорога перешла в статус подъездного пути. Сегодня известно, что пути сохранились чуть дальше станции Созимский, а дальше, в сторону Крутоборки, насыпь поросла лесом.

Фото: С. Болашенко.