Локомотивы
March 1, 2024

Самый массовый маневровый тепловоз в России

Тепловоз ЧМЭ3 является самым массовым маневровым локомотивом, производимым чехословацким заводом ČKD Praha с 1963 года для железных дорог СССР. На втором месте по количеству машин после него идёт только тепловоз ТЭМ2 Брянского машиностроительного завода.

Всего было выпущено 7459 машин, включая тепловозы с индексами Т, Э и К.

Немного ТТХ:

• кузов тепловоза имеет капотный тип и разделен на отсек шахты холодильной камеры, ДГУ, кабину управления и отсек аккумуляторной батареи;
• дизель-генераторная установка с рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем марки K6S310DR мощностью 1350 л.с.;
• две трëхосные тележки с шестью тяговыми электродвигателями (по одному ТЭД на колëсную пару);
• топливный бак на 6000 литров дизельного топлива;
• конструкционная скорость – 95 км/ч, немного, но для маневрового локомотива в самый раз.

Специальные технические характеристики позволяют ЧМЭ3 быстро останавливаться и набирать скорость, что необходимо при производстве маневровой работы на станции.

Помимо маневровой работы, тепловоз ЧМЭ3 также используется в хозяйственном, пригородном и вывозном движении, когда необходимо перевезти небольшие по весу составы. По своему опыту скажу, что ввиду возраста данных локомотивов (а это почти 50 лет) и износа деталей, им доверяют таскать поезда массой не больше 1000 тонн, в то время как обычные грузовые поезда весят до 9000 тонн, а сдвоенные грузовые поезда – до 12,6 тысяч тонн (данные могут отличаться в зависимости от местности и профиля пути). Для вождения пригородных поездов на данный тепловоз устанавливают электропневматический тормоз, необходимый в пассажирском движении.

Также был опыт, заключавшийся в установке на ЧМЭ3 двухдизельной установки, чтобы сэкономить топливо в работе: при малой нагрузке локомотива работал только один дизель, но если требовалось увеличить мощность, то в работу подключался второй дизель. Сейчас такая система используется на тепловозах ТЭМ7 и ТЭМ14. Однако, задумка с двумя дизельными двигателями приказала долго существовать, и по ряду причин от такой затеи отказались, вернув на место штатный дизель K6S310DR. Но, помимо двухдизельной установки, тепловоз получил также обновлённую кабину управления с электронным контроллером, микропроцессорной системой управления и диагностики и кондиционером.

Но ничто не вечно. Большинству тепловозов данной серии уже пятый десяток лет. Конечно, так долго тепловозы служат за счёт проведения капитального ремонта, после которого срок службы увеличивается на 10 лет. И, как говорят на железке, локомотив будет жив, пока жива его рама. Но сейчас постепенно парк устаревших маневровых локомотивов заменяется на более новые и удобные тепловозы. Так, на смену ЧМЭ3 и его собрату, ТЭМ2, приходят более мощные тепловозы ТЭМ18ДМ и двухдизельные тепловозы ТЭМ7А и ТЭМ14.


ГРУППА В ВК

КАНАЛ В ДЗЕНЕ